top of page
Марина Семенова

Седзи Нисио: Учение после О-Сэнсея

 

Ниже приведен отрывок из недавно вышедшего сборника «Пионеры айкидо. Послевоенная эпоха», который содержит рассказы от первого лица и инсайты многих послевоенных учеников из ближайшего круга Основателя айкидо, в т.ч. сэнсея Седзи Нисио.

 


Седзи Нисио родился в 1927 году в Аомори, на севере Японии. В 1942, во время Второй мировой войны, 15-летний Нисио переехал в Токио и начал работать в Министерстве финансов на Монетном дворе Японии. В то же время он начал практиковать дзюдо в додзе неподалеку. Позднее он также обучался каратэ, прежде чем в возрасте 25 лет открыть для себя айкидо. В период занятий в Хомбу Додзе Седзи Нисио дополнительно обучался йайдо и работе с дзе. Позднее он начал преподавать айкидо в Хомбу Додзе и нескольких других додзе в Японии, а также за рубежом. Нисио-сэнсей является обладателем не только 8 дана айкидо, но и множества других титулов и регалий в японских боевых искусствах, в т.ч. 7 дана в Нихон Дзендоку йайдо, 6 дана в Кодокан дзюдо, 5 дана в Синдо Дзинен-Рю каратэ, а также свидетельств об обучении Синдо Мусо-Рю дзедо (работа с посохом) и Ходзоин-Рю яри (копье). Его глубокий опыт в этих боевых искусствах оказал влияние и на его подход к айкидо. Японская Федерация будо вручила Нисио-сэнсею награду школы Будо Корю за его огромный вклад в развитие и популяризацию айкидо во всем мире.

 

Aikido Journal: Вы начали свою практику с дзюдо и каратэ. Что же заставило вас переключиться на айкидо?

 

В какой-то момент бывший тренер каратэ из Бутокукай по имени Тойосаку Содеяма, который управлял додзе Кониши-сэнсея и преподавал там же, подошел ко мне и сказал: «Я познакомился с мастером, который как фантом. Мне ни разу не удалось нанести удар». Я был чрезвычайно удивлен узнать о ком-то, кого даже Содеяма-сэнсей не мог поразить. Это был О-Сэнсей.

 

Содеяма-сэнсей вернулся в Японию после войны. Поскольку ему некуда было идти, он пришел к Кониши-сэнсею, а тот отправил его в Хомбу. Содеяма посмеивался про себя, потому что этим айкидо занимался какой-то старик. О-Сэнсей почувствовал, что преподаватель каратэ как будто насмехается над ним. Он сказал: «Вам кажется, что вы можете легко меня ударить, не так ли?». И Содеяма согласился. О-Сэнсей ответил: «Понимаю, понимаю… Ну что ж, ударьте меня! Я тут просто похожу. А вы бейте, если сможете». Затем он просто стал прогуливаться по додзе.

 

У Содеяма-сэнсея было чувство, что его дразнят, делают из него дурака. Если бы они оказались лицом к лицу в честном поединке, это было бы еще куда ни шло. Но О-Сэнсей просто развернулся к нему спиной и стал удаляться, при этом предлагая Содеяме нанести удар. Содеяма-сэнсей чертыхнулся про себя: «Да что ж это за старикашка такой!» - и тут же поднялся на ноги и попытался произвести атаку. Но О-Сэнсей лишь обернулся и сказал: «Что такое?» Содеяма-сэнсей в ступоре остановил удар, его рука так и осталась в воздухе на середине движения. В мгновение ока между ними образовалась дистанция. «Черт побери!» - выругался Содеяма и попытался снова атаковать. Ситуация повторилась: «Что такое? – спросил О-Сэнсей. Содеяма-сэнсею так и не удалось нанести удар. Тогда он понял, что встретил по-настоящему великого учителя. Содеяме пришлось признать полное превосходство О-Сэнсея и сдаться. Именно Содеяма-сэнсей велел господину Накаджиме и мне пойти познакомиться с О-Сэнсеем. Так мы и сделали. Это был, наверное, 1951 год. Я отправился посмотреть на айкидо и остался в додзе.

 

Говорят, что О-Сэнсей много практиковал с мечом и с посохом, но это было на этапе создания современного айкидо. И хотя сейчас мы имитируем его техники, мы никогда не сможем превзойти его. О-Сэнсей всегда говорил нам: «Этот старикашка достиг того, чего смог достичь. Вы должны взять это за основу и стать лучше меня». И все же мы пытаемся лишь имитировать его техники, что приводит к инволюции. Через 10 лет мы, может быть, приблизимся к тому уровню айкидо, который был у О-Сэнсея несколько лет назад. Через 15 лет мы можем откатиться к техникам, которые он выполнял еще раньше. Это неправильно! Он многократно говорил нам, что мы должны развивать его наследие. Но мы не понимали, что он имел в виду. Однако годы спустя, когда мы сталкивались с каким-то препятствием, на нас вдруг снисходило осознание: «Ах, так вот о чем он говорил!» Наши действия во многом зависят от слов О-Сэнсея.

 

Я всегда говорил, что если тренер айкидо возьмет в руки кен, он сможет использовать свои знания в работе с мечом. То же самое с дзе. Когда я еще был новичком, я часто спрашивал, как люди применяют техники без оружия к работе с мечом, но мне никто так и не показал. Поскольку я не мог с этим ничего поделать, я начал отдельные занятия с мечом в 1955, т.е. вскоре после того, как начал заниматься айкидо. Что мне оставалось делать? Никто же не учил меня. О-Сэнсей показывал работу с мечом со скоростью света: «Вот как это делается!» - и потом сразу исчезал из додзе.

 

Когда я начал тренировки с мечом, я разобрался, как надо с ним обращаться. А когда я наложил на работу с мечом принципы айкидо, мне открылись многие вещи. И мне стали постепенно понятны слова О-Сэнсея. Мы думаем так: решение о победе или поражении принимается за шаг до броска. Вы как будто бы говорите: «Ты все понял? А теперь иди!» - и отпускаете нападавшего. Бросок – это как если бы вы говорили: «Ты понимаешь? Ну удачи!» и посылали бы человека в нужном направлении. Если вы выполняете бросок, стараясь не навредить атакующему, он не повредит себе голову. Гуманизм крайне важен! Я считаю совершенно неправильным добивать человека, которого вы только что бросили, если он уже сдался. Это не по-человечески. Люди, которые знают, как выполнять бросок правильно, будут придерживать голову атакующего и бросать аккуратно, чтобы это не привело к травме. Если вам не хватает такого душевного равновесия, лучше не выполнять бросковые техники вовсе.

 

Нам рассказывали, что айкидо произошло от работы с оружием. Но меня никогда не убеждали ответы, которые я получал на свои вопросы. Поэтому в 1955 я стал заниматься йайдо и дзедо. Работой с йай в то время занималось крайне мало людей. Поскольку я тренировался для того, чтобы лучше понять айкидо, я решил не зацикливаться на каком-то одном определенном стиле, а попробовал несколько. Школы были очень разные, как правило, это зависело от того периода, когда они были созданы. Мне было необходимо с этим столкнуться. Например, нынешний институализированный йай был основан во многом на Омори-Рю, что для нас не является полезным. В период Токугавы эта система превратилась в часть самурайского этикета. Т.е. это совсем не боевая система. Мои сомнения начались с того момента, как я обратил внимание на то, как они носят меч. Невозможно сидеть с длинным мечом. Самураи так не делали. В позиции сидя оставался только короткий меч, а длинный, приходя в гости, они отдавали на хранение хозяину. Либо же, если самурай находился где-то, где ношение меча было разрешено, он клал его позади себя или рядом с собой справа, показывая таким образом, что не собирается доставать его.

Comments


bottom of page