top of page
  • Марина Семенова

Про традиции и трансформацию. Разговор с Лео Тамаки, часть 3

Ниже приводим видео, упомянутое в интервью с Лео Тамаки, и его перевод на русский язык.


Мой поединок с мастером Айкидо (реальный спарринг)

Джесси Энкамп



Сегодня у меня поединок с Лео Тамаки, всемирно известным мастером Айкидо. Все говорят, что айкидо не работает. Но я хотел бы попробовать и убедиться сам.

 

Джесси Энкамп: Так какое айкидо вы практикуете и преподаете?

 

Лео Тамаки: Борьба на выживание. Это не ритуальные техники.

 

Дж.Э.: Почему мы никогда не видели мастеров айкидо в роли победителей ММА-состязаний?

 

Л.Т.: Потому что в большинстве случаев это ритуальная борьба. Это все равно как два оленя: когда между ними случается стычка, они скрещивают рога. Тот, кто окажется сильнее, получит шанс обзавестись потомством, слабый проиграет и уйдет ни с чем. Но если оленя атакует волк, олень никогда не будет встречать его рогами в голову – он будет бить в бок в попытках разорвать его и убить. Он не ведет себя так в ритуальной стычке с целью выяснить, кто альфа-самец.

 

С ММА то же самое: там нельзя бить по ушам, чтобы не повредить барабанную перепонку, по глазам, по шее сзади, по коленям и т.д. и т.п.

 

Дж.Э.: Да, понятно. А мы можем посмотреть на какие-то практические примеры того, как ваше айкидо отличается от обычного айкидо?

 

Л.Т.: Когда у нас есть круговые движения, мы выполняем их в вертикальной плоскости.

 

Дж.Э.: Т.е. вы меняете ось вращения? Интересно…

 

Л.Т.: Например, тут (показывает шихо нагэ) – у вас будет движение по кругу, вот так. Это круговое движение, и я буквально вытягиваю вас.

 

Дж.Э.: Да…

 

Л.Т.: А мы будем делать то же движение так (показывает более жесткое исполнение). В этом направлении.

 

Дж.Э.: Понятно.

 

Л.Т.: Я стараюсь почти не использовать т.н. замки на суставах…

 

Дж.Э.: Подождите-подождите! Вы не делаете болевые на суставы??

 

Л.Т.: Нет. Например, так (выполняет вход). Это типичное исполнение техники…

 

Дж.Э.: Да, контроль сустава! Погодите, дайте попробую угадать: я чувствую воздействие в сустав – и начинаю сопротивляться. Верно?

 

Л.Т.: Любое движение, которое воспринимается как опасность, будет стимулировать ответную реакцию. Представьте себе, что вы на уроке (складывает руки), как только ваша голова падает – вы мгновенно корректируете позу (показывает). Это происходит потому, что голова нагибается слишком низко – это опасная позиция. И даже если вы спите, ваше тело будет реагировать – изменять угол наклона.

 

Если я приведу ваш сустав в неестественную позицию – вы будете сопротивляться.

 

Дж.Э.: Конечно.

 

Л.Т.: Смотрите, вот так (показывает контроль нике)

 

Дж.Э.: Я напрягаюсь.


Л.Т.: Точно. Поэтому все суставные техники работают только против подростков, которые делают всякие глупости. Понимаете? Ну, крадут что-нибудь из магазина или тому подобное…

 

Дж.Э.: ОК….

 

Л.Т.: Вы не можете никого контролировать, не причиняя при этом вреда. Ну, разве что только у вас очень-очень высокий уровень, а перед вами полный новичок. Поэтому все те люди, которые говорят, что айкидо – это про контроль без нанесения ущерба, это люди, которые на самом деле никогда не сталкивались с насилием.

 

Другой момент… Атакуйте меня, как хотите.

 

Дж.Э.: Хорошо (наносит удар).

 

Л.Т.: Я набираю дистанцию, вот так. Но тут я ничего не могу остановить. Если бы это был реальный поединок, мы бы сражались по-настоящему. У вас был бы не кулак, а, скажем, нож. Мой уход сюда ничего бы не остановил.

 

Дж.Э.: Нет. Я бы продолжал наносить удары ножом по всему вашему телу.

 

Л.Т.: Вот вы, вот ваша атака. А вот я – и это плохая дистанция. Поэтому мне надо оказаться либо тут (отходит), где контакт в принципе невозможен. Потому что айкидо – это, по сути, отказ от поединка. Либо, если это по каким-то причинам невозможно, мне надо входить внутрь. Таким образом ваша атака проходит вот тут, мимо, тут нахожусь я, а тут вы (показывает). Таким образом ваша атака где-то за мной. Это принцип ирими.

 

Основатель айкидо говорил, что айкидо – это ирими и атеми. Вы входите – и бьете, или режете, или бросаете. Он никогда не говорил, что это уклонение или развороты.

 

Даже когда у него была терминальная стадия рака. За 3-4 недели до смерти. Вы можете видеть это на видео: он едва ходит. Люди атакуют его – и он делает так (показывает вход с атеми). Это ровно то же самое. Он не делает так (поворачивается).

 

Дж.Э.: Многие люди полагают, что айкидо нужно больше «тестировать под давлением». Что вы думаете об этом?

 

Л.Т.: О, я вполне согласен. Но есть нюанс: люди часто путают давление с устранением рамок.

 

Дж.Э.: Открытие рамок?..

 

Л.Т.: Если в нашем поединке дозволено все, можно работать с максимальной силой, один из нас неизбежно пострадает. Если мы хотим работать в полную силу, мы создаем рамки. И это ММА.

 

Дж.Э.: Да, нам нужны какие-то границы и правила.

 

Л.Т.: Все, что позволит мне сражаться с вами эффективно, останется за этими рамками. Айкидо – это про возможность сражаться с кем-то, кто сильнее, чем вы. Но вы можете сражаться с более сильным противником, только если вы используете асимметричную тактику.

 

Если у вас две армии, которые в 10 раз различаются по размеру… Канада и США. Или на примере Европы – Бельгия и Россия. Они вступают в сражение – за последние 200 лет в 70% случаев побеждала бОльшая страна. Но если маленькая страна использовала асимметричную тактику, в 68% случаев это приносило им победу.

 

Дж.Э.: Что вы имеете в виду под «асимметричной тактикой»?

 

Л.Т.: Ну, например, если бы мы занимались ММА, то я бил бы вам в пах или ломал колено. Это асимметричный ответ. Потому что я не принимаю правила игры.

 

Дж.Э.: Т.е. по сути это мошенничество?

 

Л.Т.: Да, потому что нет правил. А когда нет правил – нельзя смошенничать.

 

Это очень современный подход – считать, что всегда есть какие-то правила. Например, возьмем яй. Нет никаких правил… В западном мире яй не распространен. В Японии все начинается с того, что тебя атакуют неожиданно! Вы читали книгу «Три мушкетера»?

 

Дж.Э.: Нет, не читал.

 

Л.Т.: Как так?! Обязательно прочитайте! Я уверен, вам понравится.

 

Дж.Э.: Но я читал о Мусаси. Это подходит?

 

Л.Т.: Хорошо. Это как раз то, о чем я хочу поговорить. Пожалуйста, прочитайте «Три мушкетера». События происходят в одну и ту же историческую эпоху. Но в одном случае на Западе, а в другом – в Японии. Именно поэтому параллель так интересна.

 

Итак, мы видим Д’Артаньяна, и он, договариваясь о дуэли, говорит: «Встретимся завтра в шесть в присутствии вашего секунданта». И т.д. и т.п. И если вы не придете в назначенное время с секундантом – вы будете навсегда покрыты позором. И это конец! Но это все предполагает, что мы с вами оба – благородные люди и уважаем правила. Мы создаем эти правила.

 

Мусаси – воин. Пришел он позже или раньше, пришел он с более длинным мечом, вообще с другим оружием… - неважно.

 

Если мы говорим, например, о боксерском поединке и вы пришли в коротких перчатках, которые неминуемо приведут к травме соперника, – вы сжульничали. Но в мире воинов – вы проявили смекалку.

 

Поэтому меч, сейчас известный как яй, был создан в Японии. Там было крайне мало дуэлей. Японцы тренировались, и выглядело это примерно так: бум! (резко достает меч). Потому что ты застал меня врасплох, загнал в угол. В Европе ничего подобного не было, просто потому что люди себя так не вели.

 

Дж.Э.: Интересно…

 

Л.Т.: Само по себе понятие мошенничества возможно только в контексте сформированных ритуалов. Это уже про игры. И это не плохо! Я люблю игры.

 

Но ваш вопрос был про силу. И это очень важно. Вы же не знаете, что я собираюсь делать. И вы делаете первый шаг, наносите атаку. И тут я делаю эту технику (обозначает воздействие по принципу удэ кими нагэ) в полную силу. Я просто сломаю вам локоть. Навсегда. Поэтому без рамок не обойтись. Чем больше сила, тем уже рамки применения.

 

Поэтому, например, в моей школе мы часто оставляем две, максимум три, разных атаки. Но когда мы убираем рамки – можно все: можно кусаться, выдавливать глаза, бить в пах. А еще очень часто это поединки с оружием, т.е. у одного или у обоих в руках будет нож. Поэтому, когда я атакую вас, я не должен делать это так или принимать такие стойки (показывает классическую стойку с руками, поднятыми к голове). Потому что в этот момент я уже думаю: «Ага, мы просто играем и легко похлопываем друг друга». Должно быть так (наносит атаку ножом, защищая корпус второй рукой). Моя рука должна быть тут. А на реверсе здесь. Потому что ваш противник хочет нанести вам удары тут, тут, тут и тут (обозначает удары в корпус). Вот чего он добивается.

 

Когда вы читаете криминальную сводку в газете, вы же не ожидаете увидеть там, что кто-то погиб от удара ножом в голову.

 

Дж.Э.: Нет (смеется).

 

Л.Т.: Нет! Это всегда удары по корпусу.

 

Если вы принимаете такую стойку (снова поднимает руки к голове) – вы проводите ритуальные игры. Даже если вы не отдаете себе в этом отчета.

 

Вам нужно очень точно задавать правила игры, правила, по которым вы тренируетесь. Для чего вы тренируетесь.

 

Я уверен, что если бы кто-то из айкидок решил на полном серьезе поучаствовать в боях ММА, он мог бы добиться результатов. Как Мачида, например, или кто-то еще используют каратэ для достижения результатов.

 

Проблема только в том, что люди, которые приходят в айкидо, это… ну не знаю… любители цветочков. Люди, которые не хотят, чтобы их били, не хотят бить сами. Но тогда вы не можете притворяться, что сражаетесь с кем-то, кто вполне ОК с физическим контактом.

 

Дж.Э.: Если я сейчас надену защиту, можем мы попробовать какие-то техники айкидо и применять их с некоторой силой, с сопротивлением?

 

Л.Т.: Да, запросто.

 

Дж.Э.: Давайте просто посмотрим, что из арсенала вашего айкидо вы сможете применить против тех атак, что я буду наносить.

 

Л.Т.: Хорошо. Я приму вашу игру. Но я не буду делать ничего из того, что мы делаем, когда работаем с дистанцией.

 

Дж.Э.: И конечно, в реальной жизни вы бы атаковали пах, глаза, горло…

 

Л.Т.: Я буду работать с вами очень аккуратно (смеется).

 

Дж.Э.: Хорошо.

 

(спарринг)

 

Л.Т.: Вы атакуете очень аккуратно.

 

Дж.Э.: Да и вы работали очень нежно. Использовали раскрытую ладонь, просто касались меня…

 

Л.Т.: Я всегда работаю открытой ладонью. Наношу тычки, легкие удары, толкаю, разрезаю.

 

Дж.Э.: Но я был удивлен, что вы использовали несколько раз удары ногами и другие элементы, которые обычно не встретишь в айкидо.

 

Л.Т.: Внук Основателя говорил, что удары ногами были фишкой его деда.

 

Дж.Э.: Правда?

 

Л.Т.: Я полагаю, это… ну, некое секретное оружие что ли.

 

Например, давайте предположим атаку, пока мы сидим вот так (опускается в сэйдза)…

 

Дж.Э.: Хорошо (также опускается на колени).

 

Л.Т.: Итак, вы производите атаку. И очень часто на нее следует такая реакция (показывает начало икке). Но до этого будет так: бам! (атакует ногой)

 

То же самое, что я ранее объяснял про яй. Внезапная атака! Какую первую атаку вы учите? В айкидо все базовые техники, как правило, начинаются отсюда (опускается в сэйдза). Мы оба сидим, и вы атакуете меня. Чему мы учимся? Если я хочу атаковать вас, то лучший момент – это когда вы думаете, что мы просто поддерживаем дружескую беседу. Вот когда я буду атаковать – бам! И я учусь тому же самому: что на меня могут напасть в худшей для меня ситуации, когда мы просто сидим и разговариваем.

 

Вот поэтому я и говорю, что никаких правил не было. Асимметричные схватки. Внезапные атаки.

 

Дж.Э.: И это то, что вы не могли использовать сейчас, во время нашего спарринга, верно? К сожалению…

 

Л.Т.: Ну, не совсем. Я пытался обозначать рукой, куда я нанес бы удар. Но я не применял силу.

 

Дж.Э.: Да, так все и было.

 

Л.Т.: Было сложновато, потому что это не совсем техники для драки. Это техники для выживания.

 

Дж.Э.: Это не боевое искусство, а искусство выживания! Мне это нравится…

 

Л.Т.: Я ни с кем не дерусь, не соревнуюсь.

 

Дж.Э.: Если и вам понравилось – подписывайтесь!  

bottom of page