Оригинал интервью опубликован в апреле 2013 года.
Шихан Тсурузо Миямото к настоящему моменту является обладателем 8 дана Айкидо Айкикай и инструктором в Айкикай Хомбу Додзе в Токио. Он много путешествует по миру, и на его семинары собирается все больше и больше айкидок, которые несомненно многое получают от его выверенного педагогического подхода и виртуозной техники. С 2006 года Миямото-шихан ежегодно проводит семинары в крупных городах на юге Франции, Эммануэль Маре воспользовался приездом мастера в Монпелье, чтобы побеседовать с этим добрым и вдумчивым человеком о его взглядах на айкидо.
Эммануэль Маре: Сэнсей, пожалуйста, в двух словах расскажите, как вы начали заниматься айкидо и почему решили сделать его своей профессией?
Тсурузо Миямото: Я начал заниматься айкидо в 1971 году в возрасте 18 лет, когда поступил в университет города Фукуока. Следующие 4 года я занимался под руководством сэнсея Мамору Суганума, приглашенного инструктора Айкикай. После окончания университета я долго не мог решить, пойти ли работать по профессии или продолжить заниматься айкидо.
Суганума-сэнсей был необыкновенным человеком: в части его потрясающей техники, но и в части его личности. Я мечтал быть похожим на него. Примерно в то же время я посетил свой первый семинар, в ходе которого увидел также показательное выступление второго Дошу Киссомару Уэсибы. Мне очень хотелось учиться у него, стать более сильным, поэтому я отправился учиться в Айкикай Хомбу Додзе в Токио.
Э.М.: Кто из учителей больше всего повлиял на вас в период вашего обучения, и какие уроки вы вынесли для себя из общения с ними?
Tc.М.: С конца 1970х до начала 90х я тренировался в Токио у самого Дошу Киссомару Уэсибы, и я удостоился чести быть его партнером во время показательных выступлений и семинаров. Я никогда не забуду энергию в его глазах, мощь, которая исходила от всего его тела, и давление, которое я испытывал, находясь с ним лицом к лицу в ходе выступления. У него я научился трем самым главным принципам айкидо: видение, точный расчет времени и положение в пространстве.
Э.М.: Вы очень продолжительное время руководили программой подготовки новичков в Хомбу Додзе. Ваш подход к обучению начинающих чем-то отличается от того, как вы работаете с более старшими учениками?
Tc.М.: Любой начинающий должен получить хорошую базу. Это очень важные период обучения. Очень важно не выработать в этот период дурных привычек, именно поэтому подготовкой новичков должны руководить очень опытные инструкторы. Работая со старшими учениками, я, хотя и стараюсь исправлять ранее приобретенные ошибки, но все же делаю акцент на том, чтобы показать им различные возможности и новые перспективы.
Э.М.: На чем в первую очередь следует сосредоточиться новичку?
Tc.М.: В айкидо нет соревнований. В ходе тренировок мы изучаем техники, постепенно усложняя их, но следует видеть больше, чем просто форму. В начале не следует добиваться какой-то эстетики. Красота движений приходит с годами тренировок. Если обращать внимание только на эстетику, то ваши техники будут работать только на некоторых партнерах, но не на любых оппонентах. Настоящая опасность в том, чтобы потерять представление о том, что действительно важно.
Время реакции, дистанция и сила, которую мы вкладываем в технику, будут меняться в зависимости от того, с кем мы работаем и при каких обстоятельствах. Необходимо принимать во внимание большое количество деталей: габариты, остроту реакции, гибкость, знания и опыт, физическое состояние и т.д. И все эти параметры постоянно меняются. Вне зависимости от этого, мы должны быть готовы полностью выкладываться. Очень важно сохранять заряд позитивной энергии при изучении айкидо.
Э.М.: Вы входите в экзаменационную комиссию Хомбу Додзе. Чего вы ожидаете от учеников, когда они приходят на экзамен?
Tc.М.: Самое главное во время экзамена – это полная самоотдача и самовыражение. Не нужно стараться копировать стиль своего учителя или делать нарочито вычурные формы. Как экзаменатор, я ожидаю увидеть на аттестации результат всего того труда, который был вложен в обучение к настоящему моменту.
Э.М.: А часто вы видите различия в работе учеников на обычной тренировке и на экзамене?
Tc.М.: Во время регулярных тренировок мы должны четко понимать те темы, над которыми работаем в короткой и длинной перспективе. Кроме того, есть вещи, которые акцентирует инструктор, и есть задачи, которые вы сами себе ставите.
На моих занятиях я показываю ученикам различные способы входа, выведения из равновесия – и я позволяю ученикам самим выбрать, какой им ближе. Мы ежедневно развиваем свою технику на регулярных тренировках.
Аттестация же – это время сосредоточиться на том, чего удалось достигнуть к моменту экзамена, и максимально качественно продемонстрировать это.
Э.М.: Часто говорят, что то айкидо, которое преподают в Японии, и то, что изучают во Франции, очень отличаются друг от друга. Вы согласны с этим? И если вы видите различия, связаны ли они с какими-то культурными особенностями?
Tc.М.: Каждый инструктор преподает свое айкидо, в том числе в Японии. Нет никакого универсального подхода. Например, когда я приехал учиться в Хомбу Додзе, О’Сэнсея уже не было в живых. Я учился айкидо у его сына, Киссомару Уэсибы, поэтому, конечно, можно сказать, что мне не удалось познать «настоящее» айкидо О’Сэнсея.
Во Францию айкидо привезли прямые ученики О’Сэнсея, возможно, поэтому оно несколько отличается. Но в конце концов, важен лишь тот смысл, который мы вкладываем в нашу ежедневную практику. Не следует заниматься айкидо просто из любопытства, но и уходить куда-то в мистические материи тоже не нужно.
Несмотря на наличие явных культурных различий, нам всегда удается найти общие ценности. В Японии, например, мы говорим о Бусидо, а во Франции о духе рыцарства. По-моему, тот факт, что айкидо настолько популярно во Франции, едва ли является просто случайностью.
Э.М.: А приходится ли вам адаптировать ваш подход к обучению в зависимости от страны?
Tc.М.: Я подстраиваюсь не под страну, а под конкретную группу учеников. Например, тем, кто привык тренироваться жестко, я показываю более пластичную технику. А тем, кто практикует айкидо, которое кажется мне слишком мягким, я показываю что-то более взрывное. Для тех, кто обычно механически повторяет упражнения, у меня всегда есть что предложить по боевому применению той или иной техники. Во время моих тренировок я всегда стараюсь предложить ученикам возможность открыть для себя что-то новое.
Э.М.: Для наблюдателя ваша работа выглядит достаточно жесткой, но изнутри в ваших техниках не ощущается явного насилия. Какое значение вы придаете внешним аспектам техники?
Tc.М.: Знаете, я же не могу изнутри оценить, как ощущаются мои техники. Если при контакте мой партнер не ощущает приложения силы – это знак того, что время и дистанция выбраны правильно. Иными словами, все зависит от вашего дыхания. Самое важное в нашей практике – научиться воспринимать и чувствовать партнера целиком.
Что касается внешней формы, то, честно говоря, я об этом даже не думаю – я просто вкладываю в технику все, что могу.
Э.М.: Что бы вы хотели, чтобы люди вынесли из ваших занятий?
Tc.М.: Через повторение базовых техник, очень важно наработать пластичность и силу, которые затем пригодятся в регулярных занятиях. На тренировках я всегда настаиваю на соблюдении базовых принципов айкидо: сабаки, ирими и тэнкан, - а также на правильном дыхании. Я стараюсь показать все возможности. Я не стремлюсь каждый раз давать новые техники – я стараюсь дать ученикам почувствовать, что стоит за теми техниками, которые они практикуют ежедневно.
Э.М.: И в заключение: что вы изучаете для себя в айкидо сегодня? И отличается ли это от того, что когда-то привело вас в это боевое искусство?
Tc.М.: Когда я был моложе, я тренировался с применением большой физической силы. Но с годами мы ослабеваем. Все эти годы я аккумулировал знания и опыт, и сейчас мой взгляд простирается к гораздо более далеким горизонтам. Мое видение айкидо претерпело изменение со временем. Я верю, что существуют разные уровни практики и, соответственно, разные икке. Икке – это техника, которая должна эволюционировать со временем, поэтому и существует высказывание, что «все начинается с икке и заканчивается икке».