top of page
  • Марина Семенова

Кристиан Тиссье. Интервью Aikido Journal. Часть1


Джош Голд из Aikido Journal, США, взял интереснейшее интервью у шихана Кристиана Тиссье. Мастер рассказывает о том, каким ему видится дальнейшее развитие айкидо и на что следует обращать внимание в своей практике. Материал публикуется частями. Предлагаем вам часть 1 - о возрождении айкидо.

Видео на английском языке. Перевод интервью читайте ниже.

Aikido Journal представляет

Джош Голд: Нам удалось взять интервью у сэнсея Кристиана Тиссье для Aikido Journal. Я несколько нервничал, проводя эту беседу, ибо делал это впервые от имени Aikido Journal. А кроме того, это было первое интервью, которое я брал в качестве преемника Стэнли Пранина. И, конечно, для меня это была потрясающая возможность: проинтервьюировать шихана Кристиана Тиссье, 8 дан; первого не-японца, получившего эту степень, являющуюся наивысшей из ныне присуждаемых Айкикай; одного из наиболее заметных лидеров айкидо в мире. Он произвел на меня впечатление очень умного, мудрого человека, очень четко формулирующего свои мысли и способного дать те ответы, которые Айкидо-сообщество могло бы взять на вооружение, чтобы и дальше совершенствовать себя. И это, на мой взгляд, то самое особенное, что содержится в этом интервью.

Шихан Кристиан Тиссье, 8 дан Айкидо Айкикай

Перспективы возрождения Айкидо

Джош Голд: Людям кажется, что в настоящий момент айкидо – по крайней мере в США и в целом в Северной Америке – переживает некий спад. Ощущается недостаток интереса со стороны молодого поколения. Молодежь больше не приходит заниматься. Вы в айкидо уже очень долгое время, как вам кажется: это просто нормальный цикл, которые вы наблюдали и раньше, или…

Кристиан Тиссье: Да, мы уже беседовали ранее со Стэном, незадолго до его смерти, об этом спаде в айкидо. Я бы не сказал, что вижу какой-то спад. На мой взгляд, движение айкидо в мире сейчас довольно стабильно. Я думаю, в США происходит то же, что и в Европе. И это происходит со всеми видами будо: дзюдо, карате – традиционными боевыми искусствами. Они стабильны, но не более того. Они точно не растут. И не растут они, в частности, потому, что сейчас есть множество других новых видов спорта или новых видов боевых искусств, например: крав-мага, ММА, бразильское джиу-джитсу и т.д. И возможно, айкидо как боевое искусство утратило некую магию, окружавшую его ранее. Когда я был ребенком, айкидо – это было что-то из разряда волшебства. Когда молодым человеком я исполнял хай-кик, это было просто сумасшествие. А сейчас… посмотрите любое кино – это сплошь и рядом. Никакой тайны не осталось.

В ряде других стран – а я, например, недавно был в Китае – айкидо продолжает расти, потому что оно пока еще в новинку. То же самое в России. И я полагаю, мы будем наблюдать тот же эффект, когда айкидо массово придет в Индию и другие подобные страны. Так что в целом ряде стран айкидо продолжает рост.

Мне кажется, что проблема в том, что нет правильного образа, имиджа, который мы бы транслировали людям. Можем ли мы сказать, что айкидо – это способ самообороны? Нет; да и люди в это не верят. Для многих людей покупать специальную форму, ги, выполнять поклоны, делать упражнения на концентрацию или тренировать ката – это перебор. Им интересно прийти на тренировку в шортах и футболке, провести ее на пляже, заняться чем-то сумасшедшим. И чем-то, что можно быстро освоить. Так что вопрос как раз в том, где место айкидо, настоящего будо, в современном мире. Какое впечатление мы хотим производить на людей. В том числе на молодых людей.

Иногда, когда вы посещаете некоторые додзе, поскольку айкидо существует уже много лет, лучшие инструкторы там – люди за 60 или даже за 70. И если эти инструкторы производят впечатление мастера, настоящего профессионала – молодые люди будут готовы их принимать. Но просто пожилого учителя они не примут! Так что вы должны быть настоящим мастером, и тогда возраста для вас не существует. Понимаете? Когда я приехал в Японию, мне было 18. Конечно, все мои учителя были много меня старше. Осава-сэнсею было 60, и мне тогда казалось, что это уже почти 90. Но у него был правильный имидж, он был для меня примером, а совсем не пожилым человеком. А иногда, когда я преподаю, я же провожу множество семинаров и вижу разных учителей, я понимаю, что и физически, и технически они «устарели». Если мы хотим привести в айкидо больше молодых людей, возможно, нам следует дать больше места и молодым учителям. Понимаете, о чем я? Это то же самое, что я делаю в своем додзе. Я все еще веду тренировки, но на самом деле очень мало. Все остальные преподаватели имеют 6 дан, им по 35-45 лет. А для тинейджеров, мне кажется, учитель в возрасте лет 25 будет отличным вариантом, потому что сможет им быть «старшим братом», потому что они легко найдут общий язык, потому что подростки захотят походить на него, а не на старика.

Это один вопрос – про учителей. А другой все же про имидж. Что такое будо? Самооборона? Да. Работает ли оно? Да. И одновременно: нет. Зависит от конкретной ситуации и конкретных людей. Когда люди говорят «о, бокс куда эффективнее айкидо» - нет! Только те люди, которые продолжают заниматься боксом, возможно, эффективнее. А в айкидо может прийти любой, даже если у него не все получается. Что происходит в боксе? Вы выходите на ринг – и бац, нокаут. ОК, не повезло. Выходите второй раз, снова проигрываете. И что? Вы прекращаете заниматься. Так что только очень небольшое количество людей действительно преуспевают в боксе. И да, они очень хороши. Но и в айкидо то же самое. Из тысячи занимающихся айкидо, возможно, лишь у пяти по-настоящему высокий уровень. И эти пятеро вполне могут сказать: да, айкидо – это самооборона. Но для всех остальных айкидо – это нечто другое. Но что? В этом главный вопрос! Если это не самооборона… ок, для некоторых – самооборона, но если нет – тогда зачем мне заниматься айкидо? Для поддержания здоровья? – Да, возможно, но этого мало. Нам нужно каким-то образом объяснить, что айкидо – это будо, а будо – это, среди прочего, способ саморазвития, самообразования. Какое это развитие? Физическое? Духовное? Если только духовное – к вам будут приходить только очень странные люди. Только физическое – хмм… этого недостаточно. И как привести людей к духовным аспектам айкидо, если вы не владеете техникой? А если у вас только техника, но вы не думаете не то, что о духовном, но хотя бы просто о том, что и почему вы делаете – за вами никто не пойдет.

Шихан Кристиан Тиссье, 8 дан Айкидо Айкикай

Посвящается памяти Стэнли Пранина

bottom of page