Аттестация в айкидо: от ознакомительных экзаменов до экзамена личности

В классическом айкидо нельзя завоевать медали и вообще не предусмотрены соревнования. Это решение, на котором настаивает Хомбу Додзе, отражает основные принципы айкидо, заложенные в это боевое искусство его Основателем. Мы учимся искать победы не над противником, а над собой.

 

И все же юным айкидокам так хочется помериться силами! Впрочем, и взрослым занимающимся зачастую не чужды дух соревновательности и здоровые амбиции.

 

Для измерения вашего прогресса в айкидо предусмотрена система ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Существуют официальные рекомендации по техникам, которыми должен овладеть ученик на том или ином уровне, и минимальному количеству тренировочных часов между экзаменами. Кроме того, в каждом клубе могут быть дополнительные требования к занимающимся для получения ими очередной степени. Например, программы клуба «Кайван» опубликованы на нашем сайте.

 

Но только ли на формальное знание перемещений смотрит экзаменатор? Вот небезынтересные рассуждения на тему аттестации в айкидо президента Шведской федерации будо Стефана Стенудда (7 дан Айкидо Айкикай, шихан)

 

 

 «Что касается 6 кю, то вот как сформулировал подход аттестационной комиссии мой друг-инструктор по дзю-дзюцу: “Если он вообще двигается, я дам ему младший кю.” Дело в том, что это “ознакомительный экзамен”, чтобы дать ученику представление о том, как происходит этот полный стрессов и волнений ритуал. Если только ученик посещал занятия, у него должно хватить навыков, чтобы показать хоть что-то. Я отношусь к экзамену на 6 кю как к показателю того, насколько эффективна наша работа с новичками.

 

5 кю – это первый настоящий экзамен. На этом этапе ожидается уже некоторая доля уверенности. Я доволен, если человек различает омоте и ура версии приемов. Это хороший индикатор прогресса в понимании принципов Айкидо.

 

На 4 кю я прежде всего обращаю внимание на укеми. Это связано с тем, что с этой степени в нашем додзе допускается ношение хакама. Я бы также хотел, чтобы ученики на 4 кю могли показать некоторую скорость и текучесть, не только статику. Больше дзютай, меньше готай.

 

3 кю лично для меня представляет интерес в качестве экватора между младшим кю и шодан. Техники стоит исполнять с долей уверенности. Центрированность и понимание того, что происходит, крайне важны на этом этапе.

Я заметил, что ученики, которые смогли добраться до 3 кю исключительно за счет своей одаренности (а в нашем обществе много по-настоящему талантливых людей), врезаются в стену на этом этапе обучения. Это стена из трудностей, с которыми менее талантливые столкнулись на своей первой тренировке. Многие ученики, которые излучают столько таланта, что учителя уже видят их в роли будущих супер-шиханов, бросают именно на этом этапе. Их шокирует осознание того, что и им тоже надо пахать. Во всякой дисциплине будо ключом к мастерству является упорность и методичность. Этим качествам нет заменителя.

 

2 кю – это промежуточный этап, сам по себе не представляющий никакой ценности. Это технический уровень, необходимый для отдаления экзамена на шодан, и чтобы при этом ученику было, чем заняться. Людям на этом этапе по-прежнему нужна мотивация. И да, ученик должен быть более продвинут, чем на своем 3 кю, этот прогресс должен быть заметен. В противном случае учитель должен пересмотреть программу тренировок для этого ученика.

 

Для 1 кю я следую простому правилу: это экзамен на шодан минус бумажная волокита. Всем должно быть очевидно, что ученик справится с экзаменом на шодан, дело просто в очередной порции тренировочных часов. Я предпочитаю, чтобы ученики отзанимались еще год, прежде чем подавать заявление на шодан. Такой объем тренировок только пойдет на пользу и придаст уверенности в своих силах.

 

Уровень шодан – это тот уровень, на котором ученик должен показать знание всей тренировочной программы Айкидо: все техники тайдзюцу от всех базовых атак. Я не требую хорошего знания дзетори или тачидори, хотя было бы неплохо увидеть какое-то понимание этих разделов. Также меня не интересует понимание танинзугаке или даже футаридори. Какие-то вещи надо оставить на потом. Возможно, придется показать тантодори, хотя на самом деле это один из самых сложных разделов Айкидо. Я прибегаю к тантодори исключительно для того, чтобы ученикам с 1 кю было чем себя занять в течение года ожиданий перед шодан.

В Японии шодан считается уровнем начинающего. Поскольку на островах достаточно мастеров с высокими степенями. Но во всем остальном мире люди со степенью шодан часто становятся инструкторами. Поэтому крайне важно, чтобы экзамен на шодан был одновременно и проверкой того, как человек относится к Айкидо. Должна быть некоторая зрелость характера. Как правило, это проявляется в отношении к уке. Если тори относится пренебрежительно или жестоко к своему уке, стараясь любой ценой выполнить прием, возможно, в отношении к Айкидо что-то сильно испорчено. И это более важно, чем уровень технического мастерства. За время своей практики Айкидо я понял, что все мои знакомые шиханы из Японии придерживаются этой же точки зрения. Недопустимо, если кто-то демонстрирует превосходство своих техник Айкидо за счет здоровья партнера по тренировкам.

 

На уровне нидан ученик должен продемонстрировать значительный прогресс по сравнению с шодан. Это кажется самоочевидным, но после экзамена на шодан всегда есть риск стагнации и потери интереса к тренировкам, как если бы самое сложное испытание позади, а впереди – приятная поездка на автопилоте и уровни за выслугу лет. Ученики должны продемонстрировать настрой на дальнейшее шлифование техник и углубление собственного понимания Айкидо. Можно сказать, что от них ожидается произвести впечатление опытного юданся, не растерявшего желание самосовершенствоваться.

 

На уровне нидан я проверяю понимание разделов дзедори и тачидори. Я ожидаю увидеть работу футаридори, как готай, так и дзютай. Это требование появляется в экзамене на нидан, поэтому у юданся уровня шодан есть, чем занять себя в следующие два года после экзамена.

 

Айкидо – это танинзугаке, но на овладение этим разделом требуется время. Я не люблю наблюдать, как старшие кю и младшие даны мучаются с несколькими нападающими. Шансы на что-либо, кроме провала, минимальны, а это оставит неправильное впечатление. Я придерживаюсь простого правила: два нападающих на нидан, три на сандан, четыре на йондан. Этого достаточно. Что-либо иное может быть и поражает воображение стороннего наблюдателя, но не впечатляет меня как учителя. Если подумать, я вообще не часто вижу хорошую работу в танинзугаке, независимо от уровня.

 

Сандан – это в некотором роде последняя степень базового Айкидо. Ученик должен продемонстрировать успешное владение всеми базовыми техниками даже при высокой скорости атак или от сложных видов нападения. При выполнении приемов должна чувствоваться уверенность в том, что они делают. Уверенности должно быть намного больше, чем минимально необходимо для экзамена на этот уровень. Ученик должен демонстрировать хорошую центрированность, а техники должны выглядеть убедительно. В основе хорошего экзамена на сандан должен лежать образ айкидоки, который выбрал Айкидо как жизненный путь. Это тот человек, которого без всяких сомнений можно было бы назвать “айкидока”.

 

Во время экзамена я не проявляю придирчивого интереса к каждой технике. Предпочитаю “отпустить вожжи”, позволяя ученику самостоятельно выбирать техники, чтобы он расслабился и в комфортных условиях показал все, на что способен. Можно сказать, я ожидаю шоу. Единственный случай, когда я могу попросить выполнить конкретную технику – это если я чувствую, что может быть провал в уверенности при исполнении того или иного приема.

Смешно спрашивать на экзамене уровня сандан приемы вроде кататедори икке, омоте и ура, как будто кто-то всерьез подозревает, что человек добрался до этого уровня, не овладев подобными вещами.

 

Что касается йондан, то в Айкидо Айкикай это последний уровень, на котором кто-то может вас как-то проверить. Все остальные степени получают в результате представления и рекомендаций. Поэтому я ожидаю, что на уровне йондан ученик может продемонстрировать ростки собственного айкидо. Это самое удивительное в нашем искусстве. Оно становится вашим собственным, и вы выражаете его в специфическом, присущем исключительно вам, ключе. Так и должно быть. Поэтому экзамен на йондан должен давать возможность исследовать то айкидо, которое ученик намеревается привнести в наш мир.

 

Ученик должен принять на себя ответственность за свое развитие в будущем. Отныне он будет предоставлен сам себе, возможно, человек продолжит тренироваться без наставника. Хотя, безусловно, он будет учиться у старших (а в идеале, и у младших). Поэтому для меня экзамен на йондан – это экзамен личности ученика. Технические способности надо было проверять на предыдущих этапах. Настало время увидеть зачатки мастерства».

 

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Нравится
Please reload

Избранные посты

Айкидо для детей: 9 аргументов "за"

09.08.2018

1/5
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив