top of page
Марина Семенова

Корали Камилли: Путь к черному поясу


На весеннем семинаре Кристиана Тиссье в Москве многие обратили внимание на эффектную миниатюрную блондинку, чем-то напоминающую одну из героинь сериала "Игры престолов". А совсем недавно Aikido Journal опубликовал интервью с Корали Камилли. Предлагаем вам его перевод...

Aikido Journal поговорил с Корали Камилли, жительницей Парижа, которая недавно сдала экзамен на первую мастерскую степень Кристиану Тиссье. В этом коротком интервью Корали делится своим подходом к тренировкам, а также с позиции профессора философии рассуждает в целом об искусстве айкидо.

Джош Голд, Aikido Journal: Корали, я поздравляю вас с успешной сдачей экзамена на черный пояс. Пожалуйста, расскажите нам немного о себе и о своем пути в айкидо.

Корали Камилли: Я родилась и выросла на Корсике, а сейчас живу в Париже. У меня докторская степень по философии, и я написала несколько книг по теме, на которой специализируюсь – о насилии. Большое спасибо за ваши поздравления со степенью шодан. Как часто говорят, «вот теперь айкидо только начинается» - и для меня это очень справедливо, потому что я ощущаю себя новичком в этом искусстве. Я занимаюсь в центре Cercle Tissier в Париже около двух лет, а до этого занималась несколько месяцев под руководством сэнсея Валибуза в Биранкай Додзе. В сущности, именно он порекомендовал мне прийти в центр Тиссье.

Дж.Г.: Как вы думаете, почему ваш учитель порекомендовал вам пойти заниматься к Тиссье?

К.К.: Сэнсей Валибуз преподает в очень японской манере. Он крайне мало объясняет словами. Так что в один прекрасный день он просто посоветовал мне пойти учиться в додзе Кристиана Тиссье в Париже. Как учитель он увидел, что, несмотря на то, что я занималась всего несколько месяцев, я была очень мотивирована и регулярно посещала тренировки. Расписание моего учителя не позволяло мне взять дополнительные часы занятий, а в центре Тиссье была возможность тренироваться больше. Кроме того, мой первый учитель был очень наблюдательным и, должно быть, интуитивно понял, что мне окажется близок стиль преподавания в додзе Тиссье.

Дж.Г.: Очень приятно слышать о тренерах, которые думают и заботятся о развитии своих учеников настолько бескорыстно. А как вы впервые услышали об айкидо и что побудило вас начать заниматься?

К.К.: Я начала заниматься айкидо сразу после окончания докторской диссертации. К тому моменту я уже преподавала в университете и провела несколько лет за чтением, написанием книг и статей и преподаванием. Это было бесценно для развития интеллекта, но мне казалось, что я упускаю что-то в части пространственной ориентации, движения, силы, физических ощущений.

Для человека, который изучает философию, айкидо стало естественным выбором по целому ряду причин. В первую очередь, существует очень большая связь между практикой айкидо и теми размышлениями, на которые она провоцирует. Будо – это в целом история про выбор наиболее адекватного способа реагирования. Поэтому вопрос не только в том, чтобы использовать определенную технику для достижения результата, но и в том, чтобы поразмышлять об эффективности.

И мне кажется, эффективность – это не просто понимание того, что работает, а что не работает. Это также понимание принципов, которые делают ту или иную реакцию эффективной: биомеханика, физика, точность движений, ритм практики и способность выстроить связь со своим партнером. Мы же понимаем, что в итоге айкидо – это не только техники, но и принципы. Уке – это наш партнер, помогающий нам раскрыть это знание, а его атака – возможность применить на практике такие открытия. В айкидо нет противников и жертв. Зато есть очень много поводов поразмышлять о применении силы.

Кроме того, тренировки самым невероятным образом предоставляют нам неограниченные возможности поработать с потенциально очень опасными атаками и ответить на них. Каждый раз, когда мы атакуем или реагируем на атаку, каждый раз, когда мы начинаем движение, нужно отработать так, как будто это последний раз. Но поскольку тренировка – это все же не реальность, мы можем повторять действия снова и снова. Проявления насилия не являются неизбежно фатальными. И это просто невероятно! Мы работаем не только с пространством, но и со временем.

Дж.Г.: Расскажите нам о своих тренировках. Как часто вы тренируетесь? И занимаетесь ли чем-то, кроме айкидо, или, может быть, посещаете семинары других инструкторов?

К.К.: Я занимаюсь практически каждый день с понедельника по пятницу. У меня никогда не было задачи считать часы, но предполагаю, что суммарно получается 11-12 часов тренировок в неделю. По выходным я посещаю семинары, а это еще от 4 до 7 часов по субботам и воскресеньям.

Дж.Г.: Расскажите, какие места вы посещали в связи с тренировками айкидо?

К.К.: Я начала посещать семинары с самого начала. Хотя я и была новичком, мне было очень важно получить опыт тренировок с разными людьми из разных школ и культур. К настоящему времени я успела посетить Грецию (три семинара в Афинах), Италию (Рим, Геную, Милан и Тоскану), Польшу (Познань), Нидерланды (несколько раз Амстердам), Германию (Берлин), Великобританию (Лондон), Китай (Ухань), Канаду, Румынию (Бухарест и Пьятра Нямц), Швецию, Швейцарию, Испанию, Сербию и Бельгию.

Дж.Г.: Как прошла для вас аттестация на шодан и каковы ваши впечатления от этого события? Все прошло по плану или вам пришлось столкнуться с какими-то сложностями? Какие уроки вы извлекли из этого экзамена?

К.К.: Моим экзаменатором был сэнсей Кристиан Тиссье. Я готовилась к аттестации, проходя тренировочные испытания, оттачивая базовые техники и внося необходимые коррективы. Еще я задавала очень много вопросов – как инструкторам, так и коллегам по залу – до и после тренировок на протяжении нескольких недель и даже месяцев до экзамена. Я хотела убедиться, что в состоянии правильно и без лишних сомнений реагировать на любой захват. Это непростое упражнение: вам нужно очень четко выполнять техники, но в то же время быть абсолютно расслабленным. Техническое совершенство, которого я добивалась, предполагало также много вдумчивых размышлений о моих занятиях вне татами, мысленный повтор того, что я видела или выучила, прокручивание техник в голове и письменную фиксацию того, что требовало доработки.

Дж.Г.: В чем для вас основная сложность в айкидо?

К.К.: О, уверяю вас: их много! Но в настоящий момент моя основная задача – научиться быть мягче. Мне очень сложно совместить свои представления о боевом характере дисциплины с заботой и бережным отношением к своему партнеру.

Дж.Г.: А если мы говорим о тренерах, кто и почему в наибольшей степени повлиял на вас или вдохновил вас?

К.К.: Думаю, вы не удивитесь, если я назову Кристиана Тиссье. У него очень точные техники и глубокое понимание позиций, структуры, ритма и баланса. А его формы постоянно эволюционируют. Он потрясающе работает с пространством и обладает уникальной способностью повторять движение тысячу раз одним и тем же образом.

Он точно понимает, что именно делает и почему делает именно так. Его идеально отточенные движения – это точно рассчитанное равновесие между вложенной энергией и произведенным эффектом. В его техниках органично соединяются скорость, мягкость и сила.

Мне также посчастливилось заниматься с двумя его ближайшими учениками, обладателями 6 дана к настоящему моменту, сэнсеями Паскалем Гийманом и Бруно Гонзалесом. Сэнсей Паскаль Гийман всегда меня впечатляет. У него очень четкие техники, хорошее чувство скорости; его движения всегда геометрически выверены и кажутся совершенными, и в то же время в них чувствуется свобода. Он всегда оказывается там, где не ожидаешь. Он очень точно, но почти незаметно для глаза контролирует положение бедер и в целом корпуса. А кроме того, я должна признать, что он отличный учитель, который инвестирует свое время в то, что необходимо каждому конкретному ученику.

У сэнсея Бруно Гонзалеса свой собственный неповторимый стиль в боевом искусстве. Его движения вовлекают вас в круг, захватывают в водоворот, они немного похожи на суфийский танец. Он очень внимателен, всегда присутствует в моменте и динамически развивает любое движение. Однажды я слышала такое его высказывание: «Если в движении нет красоты, значит в нем есть какая-то ошибка». Он всегда уделяет большое внимание деталям.

Я уверена, что, если попросить моих учителей описать свою работу, они наверняка охарактеризуют ее иначе. У меня есть только интуитивное восприятие их техники, потому что мне пока не хватает собственного опыта и я могу судить лишь с позиции относительного новичка в айкидо.

Из остальных мастеров, которые оказали на меня влияние, я хотела бы отметить Чиба-сэнсея за ощущение страха и адреналина, которые дает его практика, а также сэнсея Тецузана Куроду за его йайдзюцу.

Дж.Г.: А хотели бы вы, набрав собственного опыта, начать преподавать айкидо?

К.К.: В настоящее время само изучение этого боевого искусства доставляет мне столько удовольствия и неподдельного интереса, что именно это является моим приоритетом. Возможно, я займусь преподаванием в дальнейшем, во всяком случае вопрос перехода к преподавательской деятельности вполне закономерен для того, кто посвятил годы изучению определенной дисциплины. Передача знаний очень важна не только для учеников, но и для развития учителя: вы учитесь, будучи учеником, но вы также учитесь, став преподавателем. Преподавание определенно углубляет наши собственные знания. Я поняла это довольно рано в ходе изучения философии, когда начала вести занятия в университете. Необходимость стоять перед целой аудиторией студентов и доходчиво объяснять им то, что знаешь сам, - это особенный и обогащающий опыт. Ведь для того, чтобы завладеть вниманием учеников в классе, разумеется, недостаточно просто передать знание – вы должны также передать свою страсть к предмету, пробудить в учениках желание это знание получить.

Дж.Г.: С вашей личной точки зрения, есть ли в айкидо-сообществе какие-то практики, отношения, традиции, которые вы бы хотели поменять?

К.К.: Возможно, стоит уделять больше внимания новичкам. Мне кажется, очень важно с самого начала дать им определенную уверенность и желание обращаться к старшим ученикам за советом или дополнительной практикой. Очень многие не решаются это делать и быстро разочаровываются в своих занятиях. Конечно же, инструктор не должен забывать о наиболее продвинутых учениках, но старшие и младшие должны получать одинаковое количество внимания (то же справедливо и в отношении учеников разного пола).

Мне бы также хотелось, чтобы больше внимания уделялось занятиям с оружием. В большинстве додзе на практику с оружием отведено всего несколько часов. Поэтому, если вы хотите стать всесторонне развитым айкидокой, вам приходится работать самостоятельно – практиковать ката и позиции.

Дж.Г.: А что бы вы могли сказать тем, кто еще не занимается айкидо, но хочет узнать больше об этом искусстве или попробовать свои силы? Как бы замотивировали их?

К.К.: Айкидо – это не соревновательный вид спорта. Тут каждый развивается на комфортном ему уровне.

Для айкидо важна чистота движений, а не атлетичность фигуры. У нас все могут заниматься вместе – даже крупные сильные мужчины с миниатюрными девушками – тут нет деления по росту или весу, как в ряде других единоборств.

Айкидо также очень тесно переплетается с жизненными принципами: уверенность в себе, контроль, отношения с партнером, управление насилием, преодоление своих границ, борьба двух намерений, бережное отношение к окружающим и эксперименты с собственной силой.

Айкидо – это боевое искусство: красота движения важна, но его эффективность всегда в приоритете.

Ну а кроме того, у нас у всех есть тело, возможности и потенциал которого нами не до конца исследованы. Я считаю, было бы просто сумасшествием не изучать и не развивать его. Так же, как и душа каждого из нас, которую мы не должны воспринимать в сугубо прагматическом смысле, тело способно на много большее, и от нас зависит заставить его двигаться, а не ограничивать себя тем, что мы считаем пределом наших физических возможностей. Возможно, это и есть часть той свободы, которую ты получаешь через искусство айкидо.

ความคิดเห็น


bottom of page