top of page
  • Марина Семенова

Как выходить из конфликтов. Интервью Владимира Алдохина для журнала "Ника"


В январском номере журнала "Ника" одноименной московской школы в разделе Спортивная секция вышло интервью руководителя клуба "Кайван" Владимира Алдохина. С разрешения редакции приводим здесь его текст...

Как учили выходить из конфликтов Чак Норрис, Джеки Чан и Брюс Ли

Владимир Николаевич Алдохин - тренер по айкидо в Троицком отделении Школы «НИКА», обладатель 4-го дана Айкидо Айкикай и черного пояса школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю рассказал о важности самоконтроля, о преимуществах айкидо перед другими боевыми искусствами, и как за семь лет учебы в школе дорасти до черного пояса.

- Вы давно работаете в Школе «НИКА»?

- Второй год. Айкидо занимаюсь больше двадцати лет. Сейчас руковожу клубом «Кайван», который состоит из моих учеников и подготовленных мною инструкторов.

- Как вы увлеклись айкидо?

- С детства мечтал заниматься единоборствами. Сначала был бокс, рукопашный бой – всего понемногу. Айкидо привлекло тем, что здесь нет грубой конфронтации, а есть использование энергии соперника для того, чтобы одержать над ним верх. К тому же этот вид единоборств доступен всем возрастам, начиная с 4-х лет и до бесконечности.

- Что дает айкидо?

- В первую очередь - самоконтроль, умение владеть своим телом. Человек хорошо группируется, он скоординирован, понимает, что делает каждая часть его тела в данный момент. Во-вторых, это контроль ситуации, контроль человека, с которым приходится взаимодействовать. На тренировке – это партнер, в жизни может быть реальный противник.

- Как можно контролировать оппонента?

- Это достаточно тонкие материи, в том числе и психологические. С годами такие умения неизбежно приходят при постоянных систематических тренировках. В основном контроль происходит посредством телесного контакта.

- Если на одного человека с черным поясом по айкидо нападает группа из 5 накаченных молодых людей, как ему правильней поступить? Попытаться их контролировать, или все-таки убежать?

- И чем быстрей убежать, тем лучше. Ни один мастер любого единоборства не скажет, что десять человек - это такая ерунда, я сейчас с ними расправлюсь в одно мгновение. В своих книгах и Чак Норрис, и Джеки Чан, и Брюс Ли, и другие мастера единоборств призывают к тому, что если ты владеешь ситуацией, то желательно свести конфликт на нет методом психологического воздействия, методом убеждений. И это возможно. Поскольку последствия конфронтации непредсказуемы, то стычка может быть только в том случае, когда уже все мирные варианты исчерпаны. Человек тренированный, владеющий своим телом и определенными знаниями, конечно, имеет преимущества. Но бывает всякое. Например, человек занимается карате, прыгает босиком на татами в идеальных условиях зала и высоко машет ногами. Если он также высоко махнет ногой на улице на пыльном асфальте, то опорная нога просто может потерять контакт, и человек упадет. В лучшем случае это будет смешно и неэффективно, а в худшем - плачевно. Поэтому свои боевые навыки надо использовать только в случае крайней необходимости.

- В школе на тренировках вы это обговариваете? Даете какие-то азы японской философии?

- Айкидо - искусство японское, но мы выросли совершенно в других условиях и японцами никогда не станем. Поэтому мы берем какие-то интересные и необходимые элементы, но ту философию, которую дают японцы, мы попросту не донесем. Хотя процесс воспитания обязательно присутствует на каждой тренировке. Доверяя детям достаточно опасные знания, мы должны быть уверены, что они их не используют во вред. Тем более, тренировки в любой секции - это отягчающие вину обстоятельства в случае, скажем, уличной драки. Если вдруг мы просто толкнули человека, он ударился головой и получил тяжелую травму, то для нас это автоматически становится отягчающим вину обстоятельством. Это все мы объясняем с самой первой тренировки. Когда ученики начинают общаться друг с другом, начинают использовать тело партнера для того, чтобы наработать технику, то сразу получают от меня установку, что нельзя навредить человеку, а надо его контролировать, и не позволять ему вас атаковать. Если мы делаем болевой или удушающий захват, то делаем его ровно настолько, чтобы погасить агрессию. Мы сразу обозначаем эти рамки, и ученики за них не выходят.

- Бывает, что отказываете ученикам в занятиях?

- В «НИКЕ» таких случаев не было. А вообще в моей тренерской практике были и дети, и взрослые, которым я просто говорил: «Мы с вами прощаемся». Потому что в дальнейшем было слишком опасно продолжать их обучать и брать на себя такую ответственность.

- С какого возраста дети из Школы «НИКА» занимаются айкидо?

- С первого класса. Сначала это общая физическая подготовка. Уже с первого занятия дети готовятся к какой-то ступени, переступая которую, они идут к следующей, к следующей, и так далее. И по логике, если мы начинаем заниматься с первого класса, или даже с третьего, если ребенок прилежно тренируется, не пропускает занятия, то по окончании школы вместе с аттестатом об образовании он получит диплом и паспорт международного образца из Японии. За семь лет можно дорасти до черного пояса, раньше просто не получится из-за ограничений по возрасту. Если у ребенка есть желание вступить в клуб, работать, жить по правилам клуба, проходить аттестации, расти дальше и иметь перспективу черного пояса, то это возможно непосредственно в стенах Школы «НИКА». Все зависит только от решения родителей и желания ребенка.

bottom of page